Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Подписка на рассылку

Реклама

Русская рубаха с мировым именем в народных и культурных коллекциях дизайнеров

Опубликовано 22.05.2020

Национальный костюм русского народа неизменно включал в себя рубаху. Это была самая распространённая одежда в древности. Рубаха носилась навыпуск, подпоясанная кушаком. Лингвисты считают, что это название произошло от корня «руб» — «обрывок» — и является родственным слову «рубить». Скорее всего, история рубахи начинается с обычного куска материи, которую перегнули пополам, сделали отверстие для головы, а затем уже скрепляли кушаком.

О РУБАХАХ СКВОЗЬ ВЕКА

Прошли годы, спинку и передок начали сшивать вместе, ещё позже добавились рукава. Это покрой называется «туникой», и был одинаков у всех славян. У богатых на пошив использовали более дорогую ткань, а мастерицы украшали тем паче роскошно.

Пояс кроме своей основой функции служил ещё и оберегом. Его завязывали на три узла. Отсюда и произошло деление у православных христиан на чётное и нечётное количество цветов для букетов: нечётное это явь (живое), на могилу клали чётное – навь (мёртвое).

Человека, который был без пояса, люди избегали. До наших дней сохранилась фраза, дошедшая из глубины веков: «совсем распоясался», которая означает, что человек полностью потерял контроль над собой и ведёт себя вне установленных обществом моральных границ. Даже по поясному ремню легко догадывались – из какой социальной группы человек, стоящий перед народом.

Славяне обязательно имели белую и красную рубаху. Объясняется это просто. Белый - цвет Нави (неживого мира), при входе на кладбище люди словно переходят границу между двумя мирами и белый цвет для этого очень подходит. Поэтому погребальное одеяние в целом, по традиции – белое. Красный – цвет-оберег. Он защищает от негатива.

Люди небогатые носили рубахи, пошитые изо льна, а для холодов шили из «цатры» – ткани, которую ткали сами из козьего пуха. Более состоятельные предпочитали носить рубахи из шёлка, завезённого с Востока. С XIII столетия купцы стали доставлять в Россию ткань из хлопка, здесь она получила название «зендень».

Рубаху иногда называли сорочкой или сорочицей, от исландского «серк» и англосаксонского «сьорк». Однако между этими двумя видами одежды существуют различия. Например, рубаха более длинная и шилась из грубого материала, а ткань для сорочки брали тоньше и мягче. Впоследствии, в XIII столетии, сорочка стала предметом нижнего белья, а рубаха получила название «кошуля».

Рубаха для мужчины шилась до колен. Подпоясываясь, мужчина немного поддергивал её наверх, поэтому над поясом образовывался своего рода мешок, куда можно было положить мелкие предметы, необходимые в работе. Рубаха городского жителя была немного короче, чем у крестьянина.

Самые распространённые рубахи делились на два типа: «с боками» и «без боков».

1. Ткань перегибалась пополам (прорезался ворот); затем пришивались прямоугольники ткани, они и образовывали «бока» и рукав. Шились такие рубахи из холста, который ткали на дому.

2. Рубаха «без боков» шилась из фабричной ткани.

Разрез ворота был прямым или косым (косоворотка). Были рубахи и без воротника, которую называли «голошейкой». Воротники практически всегда были «стоячими». 

РУБАХА КАК СИМВОЛ ПРЕДАНИЙ

Одежда делилась на будничную, праздничную, обрядовую и свадебную. Славяне, украшая одежду, изображали в орнаментах своё видение окружающего мира и даже пытались с помощью рисунков повлиять на него.

Известный историк и археолог Б. А. Рыбаков в своей монографии «Язычество древней Руси» писал: «Обратите внимание, что в архитектуре и одежде действует одинаковый принцип размещения заклинаний в виде орнамента. Им покрывались проёмы и отверстия, через которые негативная энергия могла придти к человеку.

Даже ткань считалась обережной, если при её изготовлении применяли домашние орудия производства: прялку, ткацкий станок. Для славян самым важным было поставить защиту на границе ткани и тела».

Узоры располагали по вороту, оплечьям и подолу. По вороту пришивали узенькую полоску ткани контрастного цвета, позже стали украшать ворот вышивкой, делали различные аппликации.

При пошиве новой рубахи и особенно её отделке большое внимание уделяли рисунку, который будет оберегать владельца. Эстетичность зависела от умения мастерицы красиво передать изображение.

Древние славяне свято верили, что атрибуты и орнаменты - действенная защита против порчи, сглаза и злобы. Каждый рисунок имел своё значение.

РУБАХА КАЖДОМУ СВОЯ

В народе было создано множество поговорок о рубахе, некоторые из них бытуют и в наше время: «Своя рубаха ближе к телу»; «С миру по нитке – голому рубаха» и т. п.

Народные мотивы достаточно часто используют современные модельеры, создавая праздничную, красивую одежду. Этнический стиль всегда вносит особый шарм, помогая создать неповторимый образ, добавляет нотку торжественности, элегантности и стиля. Неудивительно, что силуэт русской рубахи можно увидеть на подиуме в коллекциях дизайнеров с мировым именем.

Выбирая такую одежду, человек словно меняется не только внешне, но и внутренне. Может поэтому такой популярностью у модниц пользуется одежда, выполненная по образу туники, в ней, действительно, можно почувствовать себя свободной и прекрасной, словно богиня.

БЕЗ ВОРОТНИКА И ДУША НЕ ВЕЛИКА

Рубаху всегда шили, словно производя магический обряд. Заклиная отогнать злые силы и оберегать душу. Во время кройки воротника, небольшой лоскуток протаскивали внутри рубахи: это движение, по словам знахарей, сохраняло и накапливало силу.

Нужно было установить «защиту» всех отверстий в одежде. Оберегом служила вышивка священных предметов и различных символов, привлекающих удачу и отгоняющих нечистую силу. Часто вышивальщица, работая по вечерам, пела задушевные русские народные песни, которые тоже словно вживлялись в рисунок, придавая изделию романтичность и теплоту.

Языческие узоры можно проследить с древних образцов до современности. Многие историки рассматривают вышивки как один из источников понимания религиозных обрядов и традиций древности. На эту тему существует много научных работ.

У рубах раньше не было отложного ворота. Разрез для ворота был посередине или сбоку. Застёгивалась рубаха на одну-две пуговицы. Археологи часто находят пуговицы из бронзы и меди. Однако учёные уверены, что металлические лучше сохранились, чем костяные или деревянные пуговицы.

Именно воротник считался «магической» деталью рубах – ведь через него вылетала душа умершего человека, навсегда переселяющегося в иной мир. Чтобы помешать этому при болезни или несчастном случае, когда человека ещё можно было «удержать», воротник щедро украшали вышивкой (иногда из шитья золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями). Впоследствии такой воротник стал самостоятельной частью одежды – «ожерельем» или «оплечьем». Он пришивался, пристёгивался или надевался поверх рубахи.

РУКАВА И ПОЯСА – ВОТ И ВСЯ РУБАХ КРАСА

Рукава у рубахи были длинными и очень широкими, а у запястья схватывались разноцветной тесьмой. У праздничной женской рубахи тесёмку на рукавах заменяли браслетом «обручем». Рукава у такой рубахи были очень длинными, иногда до самой земли. Стоит отметить, что в древности все праздники были религиозными, и наряды часто представляли собой ритуальные одежды.

Женщины носили тканый или вязаный пояс. Археологи лишь недавно обнаружили такие пояса, поэтому долгое время считалось, что женщины обходились без пояса.

Мужчины с древности носили ремни, это был один из символов престижности. Ведь мужчина мог в любую минуту, при опасности, стать воином, а ремень служил знаком его достоинства. В Европе пояс был обязательным атрибутом рыцаря. А на Руси существовало выражение «лишить пояса», что означало «разжаловать». Это выражение позже применили и к священникам, лишенным сана.

Мужской кожаный ремень в ширину составлял полтора-два сантиметра и имел пряжку из металла. Пояса немного отличались у представителей разных племен. А ремни воинов были одинаковы на европейской территории. По мнению ученых, это свидетельствует о связях между народами.

Особо ценились ремни из выделанной кожи дикого тура. Но они были редкими, поскольку эти быки были очень опасны.Охота на тура приравнивалась к поединку с вооруженным неприятелем. Тур иногда служил «тотемом» воинов.

К поясам часто навешивали различные предметы: ножи, ключи... Женщины подвешивали футлярчик для иголок. Была в ходу и сумка на поясе, которую называли «карман». Пришивать карманы стали намного позднее.

ПОД КОНЦОВОЧКУ О РУССКИХ РУБАХАХ

Вот тут хочется отметить изящество русских рубах. Лёгкость ношения, приятность прилегания к телу и, конечно, чувство бесстрашия перед неизвестными тёмными силами. Рубаха защищала тело и душу. В ней всегда было уютно, и русичи накапливали силы именно в этой незаменимой традиционной одежде. А девушки-красавицы щеголяли в туниках и сарафанах, заманивая суженных своими очарованиями. Рубахи и украшали, и лечили, и привлекали взоры. В них одевались испокон веков, и по сей день… Много ещё можно писать о русских рубахах, но главное мы уже сказали.

Поделитесь этой страницей с друзьями в социальных сетях:

Подпишитесь на увлекательные статьи, чтобы читать их первыми:

Поддержите развитие сайта любой суммой:

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?